Дезорганизация производства и хозяйственный хаос, отсутствие четкой правовой защиты, расхищение товарных ресурсов, "прихватизация" государственной собственности сопровождаются соответствующим экономическим упадком. Наиболее ощутимо он проявился с 1992 г., когда государство по требованиям архирадикалов по сути отказалось от функций по регулированию процессов экономического реформирования, пустив их в русло рыночно - либерального самотека. Темпы экономического спада из медленных довольно быстро достигли катастрофического обвала. По подсчетам Европейского центра макроэкономического анализа Украины, в 1992 году реальная величина ВВП в оценках постоянных рублей 1990 года составила 137,4 млрд.руб., в 1993 г.-100,5 млрд. ( то есть уменьшилась на 26,9% ), а в 1994 году - всего 60,3 млрд.руб. [2] (соответственно, в 2,3 раза).
В 1995 году разрушительный процесс, хотя и замедлился, благодаря активизации стабилизационной политики нового правительства и существенному сокращению глубины конечного падения (из исходной до нулевой отметки), но не остановился. Особое беспокойство вызывает продолжение спада, да еще и опережающими темпами, ряда тех товарных сфер, которые удовлетворяют неотложные потребности в средствах обеспечения жизнеспособности человека (продовольствие, энергетические ресурсы, потребительские товары, услуги). Системный анализ свидетельствует: глубинные социально - экономические преобразования, вышедшие из-под государственного регулирования и контроля, брошенные в базарную стихию и бесправие, в условиях отсутствия жесткого хозяйственного управления (менеджмента) лишь усиливают структурную деформацию всей экономической модели переходного периода, углубляя кризисные явления.
Второй Президент Украины Л.Кучма, чтобы ввести рыночные реформирования в созидательное и управляемое русло, не случайно выдвинул в качестве первоочередной проблемы обеспечение четкого разделения функций различных ветвей государственной власти и ее общего укрепления. Он призвал всячески содействовать своевременному решению назревших социально - экономических проблем. В этом направлении должны активно действовать как законодательная, так и исполнительная и судебная ветви власти.
Политизированнные и поляризированные силы общества на первых шагах независимого существования государства сосредоточили свои усилия на борьбе за власть и собственность, заботясь при этом о чисто личных интересах, вообще дискредитировали государственную власть. Под влиянием "демократической" эйфории была заблокирована и сорвана попытка, во-первых, преодолеть дезорганизацию управления воспроизводственными макро- и микропроцессами, без чего современная рыночная экономика ни в одной стране мира не существует, да и существовать не может; во-вторых не допустить расхищения, разбазаривания и подрыва действующих хозяйственных структур без создания качественно новых; в третьих, остановить разрыв долгосрочных экономических связей со странами СНГ и Восточной Европы.
Вследствие этого в большинстве постсоциалистических стран утрачена ритмичная работа промышленного и аграрного товаропроизводства, транспорта, всей инфраструктуры, да и самого рынка. Порожденная определенной бездеятельностью предыдущих правительств экономическая аритмия ни в коей мере не была связана с изменчивым платежеспособным спросом, то есть не коррелировала с рыночной конъюнктурой. Наоборот, она лишь обостряла общеэкономический кризис, с обратным воздействием на усиление самой аритмии.
Смотрите также
Прибрежная зона Владивостока
Сохранение природной
среды является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным
человечеством. Влияние человека на природу началось очень давно.
Воздействие человека на ...
Латинская Америка
Термин
«Латинская Америка» можно рассматривать как регион, культурно-географический
мир или группу государств, имеющих множество географических, политических,
культурных и иных сходств межд ...