Официально внешняя политика Израиля направлена на поиск мирного разрешения конфликта на Ближнем Востоке, преодоление дипломатической изоляции и установление добрососедских отношений со всеми арабскими странами. В первые годы своего существования Израиль проводил политику неприсоединения («неидентификации»), стремясь добиться признания как можно более широкого круга государств, однако в дальнейшем целый ряд обстоятельств способствовал укреплению его политических и экономических связей со странами Западной Европы и США. Наибольшее значение для Израиля имеют отношения с его арабскими соседями. За свою недолгую историю Израиль участвовал в шести войнах с соседними государствами, отношения с которыми первоначально определялись соглашениями о перемирии, заключенными в 1949 с Египтом, Сирией, Ливаном и Трансиорданией. Только в 1979 был подписан мирный договор между Израилем и Египтом, а в 1994 заключен аналогичный договор с Иорданией. В 1993 подписана совместная декларация Израиля и ООП, а также ряд дополнительных соглашений. Вслед за Мадридской конференцией 1991 и соглашениями в Осло в 1993 Израиль установил или возобновил дипломатические отношения с 62 странами. Представительства в Израиле открыли восемь арабских стран (в том числе Марокко, Тунис, ОАЭ, Оман, Катар, Бахрейн и другие), но после начавшейся в сентябре 2000 второй палестинской Интифады все они были закрыты. До начала перестройки отношения Израиля с Советским Союзом и странами Восточной Европы складывались непросто. СССР одним из первых признал Израиль и даже оказывал ему военную помощь, в дальнейшем, однако, контакты между двумя странами неоднократно прерывались. Советская экономическая и военная помощь арабским странам и разрыв в 1967 отношений СССР и его союзников с Израилем ускорили его переход в лагерь западных держав. В октябре 1991 дипломатические отношения были восстановлены, а через два месяца после распада СССР Израиль установил отношения с большинством бывших советских республик. Сложные и многосторонние связи с США существовали еще до провозглашения независимости Израиля. Официально Израиль не является союзником США, но американская сторона подчеркивает свою заинтересованность в обеспечении политической независимости и территориальной целостности всех государств Ближнего Востока, включая Израиль. Не простые отношения Израиль связывают и с большинством стран Западной Европы, особенно с Францией и Великобританией. Долгое время вторым по значению после США партнером для Израиля была ФРГ, отношения с которой были установлены в 1965. В 1975 Израиль подписал договор о зоне свободной торговли с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС), позволивший расширить экономические связи страны. Однако в политической области между Израилем и Европой и сегодня сохраняются значительные разногласия, вызванные различными подходами в разрешении арабо-израильского конфликта. В настоящее время Израиль поддерживает отношения со 153 странами, в том числе с Египтом, Иорданией, Турцией и Мавританией; отказываются признавать Израиль 39 государств, главным образом на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Вооруженные силы.
Армия обороны Израиля (АОИ, на иврите – Цва Хагана ле-Исраэль, Цахал) была основана в 1948 и представляет довольно мощную военную силу. Значительная часть государственного бюджета расходуется на оборону, преимущественно на новейшее вооружение, которое закупается за рубежом или производится оборонной промышленностью. В период 1950-1966 расходы Израиля на оборону составляли порядка 9% ВНП. Особенно быстро военные расходы стали расти после войны 1967, поднявшись до рекордного уровня 46,3% в 1973. Военные ассигнования в 1996 достигали 10,6% ВНП. Большие расходы на оборону были бы невозможны без военной помощи со стороны США, которые считаются основным военно-стратегическим союзником Израиля на Ближнем Востоке. Ежегодно Вашингтон оказывает Израилю безвозмездную военную помощь в размере от 1,7 до 2 млрд. долл. Высшим органом военного руководства страны является правительственная комиссия по вопросам безопасности во главе с премьер-министром, который является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Непосредственное руководство армией осуществляет министр обороны. Все три рода войск (сухопутные, военно-воздушные и военно-морские) действуют под общим командованием Генерального штаба во главе с начальником штаба в чине генерал-лейтенанта. Начальник штаба, одновременно занимающий пост командующего сухопутными войсками, назначается правительством по рекомендации премьер-министра и министра обороны сроком на три года, который обычно продлевается еще на год. По данным на 2003, численность АОИ составляла 167,6 тыс. человек, включая 138,5 тыс. призывников. В запасе находится 430 тыс. человек. Призыву в армию подлежат юноши с 17 до 25 лет и девушки с 18 до 26 лет. Женщины служат в армии наряду с мужчинами практически во всех родах войск, включая боевые соединения. Призывники, не получившие 10-летнего школьного образования, в обязательном порядке направляются на курсы, а тем, кто не окончил полную 12-летнюю среднюю школу, предоставляется возможность завершить ее во время прохождения службы. Поощряется учеба кадровых офицеров в высших учебных заведениях. Освобождение от военной службы предоставляется по религиозным и другим причинам. Из национальных меньшинств служат только друзы и черкесы, в то время как арабы могут быть зачислены добровольцами. Юноши служат в армии три года, не состоящие в браке девушки – 21 месяц. После этого каждый солдат переводится в запас и приписывается к определенному подразделению. При небольшом числе призывников и ограниченном кадровом составе АОИ опирается в основном на резервистов, регулярно проходящих переподготовку. Во время войны этот контингент образует костяк вооруженных сил. Мужчины в возрасте до 50 лет служат примерно от 30 до 45 дней в году, но временами при чрезвычайных обстоятельствах этот срок увеличивается до 60 дней и более. Сухопутные войска (около 125 тыс. чел., включая 114,7 тыс. служащих по призыву) состоят из механизированных и бронетанковых частей, отдельных артиллерийских дивизионов, частей связи и других подразделений. Большая часть вооружения и военно-технического снаряжения – израильского производства. В частности, основу танкового парка (свыше 3,95 тыс. ед.) составляют танки «Меркава» (1790 ед.), которые постепенно заменяют устаревшую технику. На вооружении АОИ состоят также БМП и БТРы (ок. 7,7 тыс. ед.), противотанковые управляемые ракеты (ПТУР, 1,2 тыс. ед.), зенитные ракетные комплексы (ЗРК и ПЗРК, ок. 2,5 тыс. ед.) и другие средства противовоздушной обороны. Важное внимание в военной доктрине уделяется развитию ВВС (36 тыс. чел.). Они насчитывают 709 боевых самолетов, включая самолеты американского производства F-15 и F-16 различных модификаций, и 173 боевых вертолета. Кроме того, ВВС располагает более чем 100 самолетами других типов: военно-транспортными, разведывательными, учебными и др. До 2008 на вооружение ВВС Израиля должны поступить еще 102 многофункциональных истребителя F-16i американского производства. Кроме того, в рамках программы модернизации вооруженных сил «Армия-2010» предполагается завершить создание единой системы противоракетной обороны, при этом не исключается формирование на ее основе нового рода войск. На вооружении ВМС (около 6,5 тыс. чел.) стоят 56 боевых и 40 вспомогательных кораблей.
Смотрите также
Общая характеристика зарубежной Европы
Зарубежная (по отношению к странам
СНГ) Европа занимает территорию в 5,1 млн. км2 с населением 500 млн.
человек (1995 г.). Здесь расположены около 40 суверенных государств, связанных
между ...
Наука Западной Европы: реалии и перспективы
Развитие науки и технологии на
протяжении трех минувших веков происходило под бэконовским афористичным девизом «Знание — сила». В этот период наука Европы как часть
европейской культуры (с ее еще ...
Заключение
Вследствие изучения материала и его анализа можно
дать полную характеристику данной стране. Япония оказалась перспективной
страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на ...