5.1 Удельный грузооборот
В составе единой транспортной системы (ЕТС) каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают, прежде всего, эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской — межконтинентальные перевозки на большие расстояния. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (табл. 2) и пассажирообороте.
Таблица 2
Удельный вес различных видов транспорта в общем грузообороте Российской Федерации за 1995-1997 гг., %
|
Вид транспорта |
Удельный вес грузооборота | ||
|
1995 г |
1996 г |
1997 г | |
|
Трубопроводный Железнодорожный Морской Внутренний водный Автомобильный Авиационный |
45,6 41,9 8,6 2,9 0,9 0,1 |
54,3 33,5 8,7 2,4 0,9 0,1 |
54 34,5 8 2,5 0,9 0,1 |
Данные таблицы 2 показывают, что в 1997г. по сравнению с 1995г. в общем грузообороте РФ увеличился удельный вес трубопроводного транспорта на 8,4%. Примерно на столько же уменьшился удельный вес железнодорожного транспорта (на 7,4%) и немного уменьшился вклад морского и внутреннего водного транспорта. Удельный вес автомобильного и авиационного транспорта в период с 1995г. по 1997г. оставался неизменным.
В период с 1990 по 1995гг доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в единой транспортной системе, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта.
5.2 Удельный пассажирооборот
Удельный вес железнодорожного и автомобильного транспорта в пассажирообороте приблизительно одинаковый (табл. 3).
Удельный вес автотранспорта особенно велик в городах. Усиление его роли закономерно, так как большая часть пассажирских перевозок приходится на маршруты между населенными пунктами, не имеющими прямой железнодорожной связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям, автобусами перевозится только 1/4 всех пассажиров. На воздушный транспорт в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно большая их дальность выдвинула его на третье место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота. За последние годы численность поездок по железным дорогам на расстояния свыше 1000 км уменьшается, а на воздушном транспорте они растут.
Таблица 3
Удельный вес различных видов транспорта в общем пассажирообороте Российской Федерации за 1995-1997 гг., %
|
Вид транспорта |
Удельный вес пассажирооборота | ||
|
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. | |
|
Железнодорожный Автомобильный Внутренний водный Морской Авиационный |
37,2 31,7 17,3 13,6 0,3 |
41,2 30,6 12,6 15,3 0,2 |
34,7 34,1 18 12,9 0,2 |
Смотрите также
Путь гигантов (Северная Ирландия)
Площадь около 40 000 симметричных базальтовых колон. Путь гигантов является результатом древнего вулканического извержения. Расположенный на северо-восточном побережье Северной Ирландии, большинство ...
Волнистая скала (Австралия)
Волнистая скала - природное скальное образование в Западной Австралии. Берет свое название от того, что она имеет форму высоких океанских волн. Общая площадь охватывает несколько гектаров. Высота во ...
Алюминиевая промышленность
Среди многообразия промышленности цветных
металлов алюминиевая индустрия крупнейшая, как по объемам выпуска продукции,
количеству задействованных в производстве людей, так и по безусловной важности
...
