История Волжско-Камской Булгарии, насчитывающей многиe столетия, это история народов Среднего Поволжья, и прежде всего поволжских татар, получивших свое этническое признание в составе этого государства. Булгария занимала один из наиболее благоприятных в географическом отношении районов Восточной Европы - район слияния Камы с Волгой, где находился стык торговых путей Азии и Европы.
Основная территория государства ограничивалась на западе р. Свиягой , на севере Камой, а позднее Мешой и Казанкой, на востоке Шешмой и Иком, хотя булгары доходили до р. Белой и Яика, на юге - Жигулями. На юго-западе булгаро-буртасские земли простирались до р.Оки.
Под экономическим , культурным и политическим влиянием Булгарии находились значительно удаленные районы: Прикамье и Среднее поволжье. Основную часть населения составляли тюркоязычные племена, финно-угурское население - древние мари, мардва, финские предки чувашей, коми и т.д
Булгария была достаточно развитым в экономическом отношении государством. Основу ее экономики составляли сельское хозяйство и ремесленные производства. Немаловажную роль имела и торговля , имевшая международное значение. Булгария была густонаселенной страной. Археологами только на основной территории домонгольской булгарии выявлено до 2000 селищ и около 150 городищ. Наиболее крупным городом Булгарии был Биляр, несколько меньшими города Сувар, Ошель Кашан и др.
В период общинной демократии жрецы говорили народу, что на земле надо жить так, как герои верований - духи (алпы) - быть равными. Но это переставало устраивать бывших вождей, становившихся монархами. В ранне-феодальном обществе монарх еще продолжал советоваться с дружиной , то есть был ограниченным монархом. Но когда военные вожди стали могущественными, им потребовалось новая религия, которая провозглашала бы их от имени бога единоличными правителями. Такой религией для большой части стран Западной Европы стало христианство , для многих азиатских стран - буддизм, для Булгарии - ислам.
На территории Булгарии переход от военной демократии к феодальному строю начался в VII в до н.э. и закончился в VII в н.э. В VII до н.э. племенным царем Булгарии , которая называлась тогда Идель, провозгласил себя булгарский вождь Буртас. В I-II вв. племенная династия потомков Буртаса, которую называли Сарматской, распалась на несколько родственных ветвей. В период царствования в Иделе гуннского царя Атиллы (434-453 г.г.) булгарские войска пытались завоевать всю Европу и дошли до Центральной Франции и окресностей Рима. После смерти Атиллы в Иделе вспыхнула гражданская война. От Иделя откололись булгары-буляры, владевшие Причерноморьем и Приазовьем, а также южные булгары-сувары и утиги, жившие в Предкавказье. Булгарские вожди ожесточенно воевали друг с другом, стремясь захватить господство на всей прежней территории Иделя.
В середине VI в. вспыхнула междоусобная война в среде центральноазиатских булгар. Одна часть этих булгар-тюрки - образовала в Центральной Азии свое государство Тюрский каганат. Но среди булгар-тюрков небыло единства: они разделились на группировки - хазар, авар, тюркютов. В 610 году в Крыму стал независимым Булгарский бейлик (княжество).
В 630 году , когда Тюрский каганат ослабила гражданская война, Курбат подчинил себе Предкавказье, Нижнее поволжье, Идель , и таким образом вновь обеденил все бывшие владения Идельской державы. С этого 630 года Идель стал называться Булгарским государством, Булгарией , а его правителей - каганами и канами (царями и императорами). Так как Булгария была очень сильным и крупным раннефеодальным государством, то ее называли так же Урус - или Кара-Булгар (эти слова по-булгарски означали «великий»). После смерти Курбата в 660 г. царем Булгарии стал его старший сын Бат-Боян. Это вызвало недовольство других родственников и они начали гражданскую войну. В 679 году от Великой Булгарии отделяются и образуют свое Хазарское царство во главе с династией Афшина южные булгары - утригуры и хазары , и часть сувар-барсилов. В 922 году ислам стал государственной религией Булгарии, и с этого времени государственные посты могли занимать только мусульмане, а немусульмане должны были платить дополнительный налог - харадж. При этом Булгария была самой веротерпимой страной, и ее граждане при уплате хараджа могли исповедовать любое верование. Исламские традиции способствовали установлению в Булгарии развитых феодальных традиций путем уничтожения остатков первобытно-общинного строя. На верхней ступени феодальной лестницы стоял царь - по-арабски «эмир», который был верховным владетелем и распределителем всей земли.
Смотрите также
Значение административно-территориального устройства страны
Государственный
строй любой страны характеризуется формой правления и формой
административно-территориального устройства. Необходимость определённым
образом построить территориальную организацию г ...
Экономико-географическая характеристика Индии
...
Экскурсионный потенциал
Богатство
и нищета в истории Кипра определялись финикийцами, египтянами, ассирийцами,
персами, эллинами, римлянами, византийцами, арабами, крестоносцами, генуэзцами,
венецианцами, турками и британц ...