Австралия долго оставалась страной каторжников. Добровольно ехать сюда до середины XIX века желающих находилось немного. Но когда в 1851 г. в Голубых горах было найдено золото, в Австралию ринулись тысячи искателей приключений со всего света. За двадцать лет ее население выросло в четыре раза. Новые города возникали вблизи месторождений один за одним. Однако к началу XX века месторождения были выработаны и люди стали перебираться в другие места. Но австралийцы со свойственным им бережным отношением к истории не позволили кануть в Лету своеобразному укладу жизни, сформировавшемуся в городах и поселках старателей. В 110 км к северу от Мельбурна, в Балларате - городе, возникшем на месте богатых приисков, правительство создало самый большой на континенте музей - Соверен-Хилл. Все здесь, вплоть до последних мелочей, в точности такое, каким было столетие назад. И костюмы жителей, и паровые машины в мастерских и на приисках, кстати, исправно действующие, и интерьеры почты, банка, многочисленных лавочек. Шахты выглядят так, будто их только вчера покинули горняки. Неожиданно много в городе вывесок адвокатских контор. Объяснение этому простое: компании, которые занимались здесь добычей золота, вследствие ошибок горных инженеров, а то и намеренно нередко залезали под землей на чужую территорию, что влекло за собой судебное разбирательство.
Триста человек, которые работают в Балларате - среди них, кстати, немало китайцев, их во времена "золотой лихорадки" приехало в страну более сорока тысяч - занимаются ровно тем, чем занималось здесь население в период расцвета города. Свечи, скобяные изделия, посуда, мебель, сбруя для лошадей, экипажи - всем этим город обеспечивает себя полностью. В многочисленных лавочках продаются только изделия местных мастеров. В Балларате есть своя газета и даже театр. Разве что золото здесь уже не добывают. Правда, в местной речушке еще можно намыть несколько крупинок, и туристы с азартом, достойным настоящих старателей, придаются этому занятию.
Первая, арестантская волна колонизации, вторая, золотоискательская, да еще, пожалуй, участие в многочисленных войнах на стороне Англии - до недавнего времени этим и исчерпывалась история Австралии. Но постепенно к потомкам белых поселенцев приходило понимание, что их предки осваивали не пустой континент и культура аборигенов, к которым они относились с таким пренебрежением, чуть не самая древняя на земле. В 1967 г. коренные жители Австралии сделались полноправными гражданами страны и получили возможность в суде отстаивать свои права. Со временем им удалось вернуть себе около 12 % территории континента. Было создано несколько крупных национальных парков, которые целиком принадлежат аборигенам и где они могут без помех вести естественную для них жизнь. Появились своего рода образовательные центры - в них воссоздан жизненный уклад коренных народов. Один из таких центров находится на северо-восточном побережье, недалеко от города Кэрнс. Сюда во множестве приезжают не только туристы, но и австралийцы.
У широкой публики самый большой интерес, конечно же, вызывает удивительное оружие, изобретенное аборигенами, - бумеранг. Они бывают двух типов: тяжелый, для охоты на кенгуру - он не возвращается, и легкий, которым загоняли птиц в сети. Кажется так просто, но заставить бумеранг описать правильную траекторию удается не каждому. Рекомендаций существует множество. Одна из них - бумеранг при броске должен показывать на час дня. Но теория тут мало помогает, гораздо полезнее просто копировать движения инструктора.
Копье австралийских аборигенов столь же уникально, как и бумеранг. При броске тупой его конец упирают в выступ специального рычага, который как бы удлиняет руку охотника. Если и обычным-то копьем попасть в цель удается только после длительной тренировки, можно представить, какого искусства требует обращение с этим сложным орудием. Имеются у аборигенов и свои средства связи. Например, известная всему миру по фильму "Данди крокодил" трещотка балрорер - небольшая овальная пластина, издающая при вращении стрекочущий звук.
Музыкальные инструменты коренных жителей Австралии также не похожи ни на какие другие. Они не столько услаждают слух, сколько завораживают. Обряды и ритуальные танцы аборигенов неизменно сопровождают магические звуки диджириду, трубы, сделанной из эвкалиптового дерева. Впрочем, она здесь играет роль исключительно резонатора. Звуки же рождаются в грудной клетке музыканта, владеющего специальной техникой кругового или непрерывного дыхания. Посетители покидают этот центр со странным чувством. Два понятия: примитивная и высокоразвитая культура - еще недавно казавшиеся взаимоисключающими, теперь представляются им почти синонимами. Сегодня культура коренных народов становится предметом гордости Австралии. Парадокс, но комплекс под названием "народ без истории" белые граждане страны начинают изживать с помощью тех самых аборигенов, которых они еще недавно не считали за людей.
Смотрите также
Заключение
Значение саванн
огромно. Это, прежде всего, биологическая ценность сообщества как места
обитания для многих видов животных и растений, включая и те, которые находятся
под угрозой исчезнов ...
Йемен
Йемен, Йеменская
Республика, государство на юго-западе Аравийского п-ова. Площадь Йемена 537
тыс. кв. км. Он граничит на севере с Саудовской Аравией, а на востоке – с
Оманом. На юге Йемен о ...
Антропный принцип и глобальный эволюционизм
В статье рассматривается
обоснование антропного принципа с позиции допущения эволюции всех видов
движения, предлагаются основные исходные положения общей теории глобального
эволюционизма. В ...
