В 226 году к власти в Иране пришла династия Сасанидов. При этих правителях Иран вскоре превратился в могущественное государство, что самым непосредственным образом отразилось на судьбах закавказских народов и государств. В результате дальнейшего развития экономики в III-IV веках в Азербайджане стали развиваться феодальные отношения. Как свидетельствуют письменные источники, а также данные археологических исследований, экономическое развитие страны в раннем средневековье характеризуется прежде всего сдвигами в земледелии, скотоводстве и ремесле. Обработка земли в это время велась не только деревянной сохой, но также деревянным плугом с железным лемехом. В тех районах, где не хватало влаги, поля орошались при помощи ирригационных сооружений. Так, в Мильской степи в это время была создана целая оросительная система - Гяурарх. Действовала также система кяризов - подземных сооружений для сбора грунтовых вод. Благоприятный климат, плодоносная почва, многочисленные реки, а также искусственное орошение - все это обеспечивало высокие урожаи зерновых и бахчевых культур. На территории раннесредневекового Азербайджана культивировались пшеница, ячмень и просо, было развито садоводство и огородничество. Здесь выращивали виноград, персики, вишню, сливу, гранаты, кизил, грецкие орехи, каштаны, инжир, арбузы, тыквы, бахчевые и другие культуры - маслины, шафран, марену и т.д. Население также занималось хлопководством. Высокие урожаи винограда делали возможным развитие виноделия. Развитие скотоводства обеспечивало население мясом, шкурами, шерстью, молочными продуктами, а также сырьем для ремесленного производства. Население Азербайджана в III-VII века занималось и рыболовством. Письменные источники и многочисленные археологические материалы свидетельствуют о развитии в III-VII века городов как центров ремесла и торговли. Среди них в эту пору выделялись Кабала, Барда (Партав), Чора (Чога), Дербент, Хал-хал, Амарас, Цри, Ханакерт (Хунаракерт), Пайтакаран, Байлакан, Шабран, Шемаха, Шеки, Шамкир, Гянджа, Нахичевань, Газака, Тебриз и другие, многие из которых были связаны караванными путями с соседними странами. Все вышеприведенные факты благоприятствовали развитию в Азербайджане торговли и рост спроса на различную продукцию. Из Азербайджана, ставшего в это время одним из всемирноизвестных центров торговли, вывозили скот, шелковые ткани, полотно и полотняную верхнюю одежду, шафран и марену. В свою очередь в Азербайджан поступают различные товары из стран Ближнего Востока и других областей. Об этом говорят найденные археологами предметы, завезенные из других стран: шелковые ткани, геммы, стеклянные изделия, декорированные серебряные сосуды, женские украшения, большое количество монет сасанидских царей, византийские монеты и другое. Все это является неоспоримым доказательством широких торговых связей, существовавших в раннесредневековый период между Азербайджаном и странами Ближнего Востока. Меняется социальная структура населения Азербайджана, формируются новые классы - феодалы и зависимое крестьянство. Раннесредневековые письменные источники подтверждают наличие в Азербайджане развитой феодальной иерархии. Государство возглавлялось царской династией, имевшей свои резиденции, вооруженные силы и царский суд. Столицей царей Кавказской Албании до V века был город Кабала, а с V по VII век включительно - Барда. В Албании были крупные князья, католикосы, архиепископы, епископы, священники, магистраты, младшие князья, свободные люди, ремесленники. Крестьяне делились на скотоводов, земледельцев и садоводов. Население Албании было обложено налогами. Значительную часть земель в Албании составляли наследственные владения албанских царей. Другим крупнейшим землевладельцем была церковь. Для укрепления своего господства албанские феодалы использовали христианскую религию, которая стала распространяться в Албании в начале IV века (313 год) при царе Урнайре. В эпоху раннего средневековья как Южный, так и Северный Азербайджан вели непрекращающуюся борьбу против иноземных завоевателей. Возникшее в 224 году нашей эры Сасанидское государство захватило Атропатену. Резиденцией Сасанидского наместника стал Тебриз, а господствовавший в Атропатене зороастризм был объявлен в конце IV века государственной религией Сасанидской державы. Сасаниды захватили также Кавказскую Албанию, Армению и Иберию. Однако в раннесредневековый период Албания еще сохраняла относительную самостоятельность, ведя борьбу против сасанидских царей и византийских императоров. В IV веке территория Кавказской Албании неоднократно подвергалась опустошительным нашествиям со стороны различных северо-кавказских племен. В V-VI века усиливаются набеги гуннов, в VI веке в Азербайджан, через Дербентский проход, много раз вторгаются хазары. Для охраны рубежей в северной части Кавказской Албании строились оборонительные сооружения. Были построены крепости Бешбармакская - к северу от Апшерона, Гильгильчайская (Шабранская) - в 23 километрах севернее Бешбармакской. Дербентская стена (ее остатки сохранились до наших дней), неподалеку от городища Торпах-Кала, севернее города Тарку. При сасанидском царе Иездигерде II и без того тяжелое положение населения еще более ухудшилось, - были увеличены налоги. В стране насильно насаждалась зороастрийская религия. В ответ на притеснения албаны, совместно с армянами и грузинами, в 450-451 и 457 годах, а также в 481-484 годах поднимали восстания против Сасанидов, которые, в конце концов, привели к восстановлению в Кавказской Албании царской власти. В 80-е годы V века началось новое народное выступление - движение маздакитов, охватившее Иран и Азербайджан. Его руководителем был Маздак, выступавший за уничтожение неравенства и справедливое распределение материальных благ. Борясь против феодалов маздакиты требовали, вместе с тем, возврата к первобытнообщинному равенству. Маздакитское движение, носившее стихийный, неорганизованный характер, было подавлено в 529 году, однако оно оказало большое влияние на дальнейшее развитие событий в странах Востока. В конце VI - начале VII века в Кавказской Албании возвысилось владение Гардман, где правила династия Михранидов. Столицей Гардманского государства вскоре стала Барда. Наиболее выдающимся Михранидом был Джеваншир (637-680). При нем Кавказской Албания окрепла, в стране развивались наука и культура, возводились дворцы и храмы. Джеваншир был одним из популярных правителей на Востоке. До введения христианства в Албании были распространены языческие верования, однако утверждение новых общественных отношений привело к ликвидации зороастризма и с IV века государственной религией становится христианство. Письменные источники говорят о том, что в IV-VII века в Албании существовала независимая от других христианских церквей, самостоятельная церковь. Глава албанской церкви имел сан католикоса. Албанские каталикосы рукополагались албанскими епископами. Они избирались на соборах, в которых участвовали правители страны - цари, представители епархий, князья и вельможи. Источники также свидетельствуют о существовании уже в начале V века албанской письменности. Письменность была создана албанами - Бениамином и Йеремией, на основе одного из албанских языков - гаргарского говора, богатого гортанными звуками, характерными для кавказских языков. Письменные источники упоминают о том, что на албанском языке существовала богатая литература. После составления алфавита многие книги, в том числе религиозные, были переведены на албанский. Составление албанского алфавита способствовало развитию просвещения. Известно, что уже начале V века, при царе Арсвагене, в Албании существовали школы, в которых обучались албанские дети, а позднее, по приказу царя Вачагана III, было открыто особое училище - школа, где обучались дети язычников. В середине VII века, под ударами арабских завоевателей, пала некогда могущественная Сасанидская держава. В результате арабских завоеваний создалось обширное государство - Арабский халифат, простиравшийся от Атлантического океана до Индии. В завоеванных арабами областях начался процесс исламизации, и к началу VIII века ислам стал в Азербайджане господствующей религией, хотя наряду с ним здесь еще сохранялись зороастризм и христианство. К началу арабского нашествия южные области Азербайджана (южнее реки Аракс) входили в состав Сасанидской державы, а северная часть страны имела своих правителей из династии Михранидов. Эта династия, признав власть халифа, просуществовала до начала VIII века. С середины VII и до конца VIII века судьба Азербайджана была связана не только с халифатом, но и с Хазарским каганатом. Хазары в 627-628 годах захватили все Закавказье, в том числе и Кавказскую Албанию. Нашествия их в Азербайджане отмечались и в последующие годы. В течение почти полутораста лет хазары владели рядом областей в северной части Азербайджана, основная их резиденция находилась в Кабале. Они постоянно вторгались в Азербайджан, доходя в своих набегах до Ардебиля. В VIII веке арабские военачальники успешно отражали вторжение хазар и сами совершали походы против каганата. В течение второй половины IX века и в X веке отмечаются и неоднократные походы русов в северные области Азербайджана. Они доходили до городов Баку, Барда и Байлакан. В VII-X века в Азербайджане дальнейшее развитие получают сельское хозяйство и ремесленное производство. В результате их развития средневековые города Азербайджана, являвшиеся средоточием не только экономической и политической, но и культурной жизни страны, превращаются в крупные ремесленно-торговые центры. Широкой известностью на Востоке в это время пользовались азербайджанские города Барда, Шемаха, Гянджа, Нахичевань, Ардебиль, Марага, Тебриз. Одним из основных факторов, способствовавших росту старых и появлению новых городов, было быстрое развитие внешнеторговых связей, что способствовало интенсификации товарно-денежных отношений в Азербайджане. Основными статьями вывоза являлись нефть, шафран, шелк, марена, хлопок, маслины, ковры, соль, ткани, рыба, фрукты, оружие, шерсть. На базарах страны можно было встретить товары из Индии, Руси, Средней и Передней Азии, Сирии, Малой Азии, Египта и многих других стран и областей. Азербайджан играл важную роль в торговле халифата с северо-восточной Европой, в том числе с Русью. Не случайно отчеканенная в тот период в Азербайджане монета нередко встречается в кладах северных стран, а также в европейской части России. Важная роль в развитии торговли принадлежала морским коммуникациям по Каспию, связывавшим Переднюю и Среднюю Азию с Восточной Европой. Важнейшим портом на Каспийском море в VII-X века был Дербенд, входивший в состав Ширванского государства. Борьба против социального неравенства в Азербайджане, в VII-X веках, проявлялась в различных формах. На рубеже VII-VIII века в Кавказской Албании имел место ряд антифеодальных волнений. Позднее, в VIII-IX века восстали жители Байлакана и соседних земель. Выступления эти особенно участились на рубеже VIII-IX века, вылившись в 816-837 годах в широкое движение Хуррамитов под руководством Бабека. Хуррамиты боролись против социального неравенства, ратовали за свободную крестьянскую общину. Своей главной целью они ставили изгнание иноземных завоевателей. В основе учения хуррамитов лежал зороастризм. Серьезное беспокойство халифату хуррамиты начали доставлять уже в последней четверти VIII века. В IX века их выступления участились. В 809 году началось восстание в Ардебильском магале, в горах Савалана, в Карадаге, на Мугани под предводительством мелкого феодала Джавидана. Десятитысячное войско халифа Харуна ар-Рашида подавило восстание. После гибели Джавидана в 816 году, в одном из столкновений с арабами, движение хуррамитов возглавил Бабек. Бабек происходил из семьи торговца. Его родиной было местечко Билалабад в южной части Азербайджана. С юных лет он был вынужден зарабатывать на жизнь, перепробовал множество профессий, в связи с чем побывал во многих уголках Азербайджана. Уже с 18 лет Бабек принимал активное участие в движении хуррамитов, а после смерти Джавидана стал его главой и проявил себя как умелый организатор, выдающийся полководец и политический деятель.Посланцы Бабека призывали население, не только крестьян, но также ремесленников и городскую бедноту, к вооруженному выступлению против халифата, помогали создавать отряды. Вскоре у Бабека уже было ополчение, состоявшее из 20 тысяч конницы и многочисленной пехоты. Движение, быстро разрастаясь, распространилось по всему Азербайджану. К нему примкнули и временные попутчики - часть феодалов, надеявшихся с помощью хуррамитов добиться независимости от халифата. Восставшие громили арабские гарнизоны в городах, расправлялись с местными властями и представителями халифата. В течение 819-829 годов хуррамиты разгромили шесть армий халифата, направленных на подавление движения. В результате этих побед от арабов были освобождены земли Ширвана и Нахчевана, а также города Ардебиль, Байлакан и Барда. На этих землях была установлена власть хуррамитов, которые осуществляли ряд социально-экономических мер: земля была передана крестьянским общинам, которые ее обрабатывали. В 20-30 годах IX века движение Бабека получило наибольший размах. Только в южной части Азербайджана и прилегающей к нему горной области Дейлем насчитывалось более 300 тысяч сторонников Бабека. По словам арабского автора ал-Масуди,- "движение Бабека достигло грандиозных размеров, влияние его сильно выросло, численность войск увеличилась настолько, что чуть не погибло царство Аббасидов". Однако вскоре местные феодалы, поддерживавшие хуррамитов, напуганные размахом народного выступления, предали Бабека и перешли на сторону его противников. Мобилизовав все свои военные и материальные ресурсы, халифат перешел к решительным действиям. Халиф ал-Мутасим снарядил для подавления восстания большое войско под руководством Исхака ибн Ибрахима. В 833 году, около Хамадана, хуррамиты потерпели первое поражение, понеся значительные потери. В 835 году в Азербайджан было направлено еще одно войско во главе с Афшином Хайдаром ибн Кафузом, который осадил Бабека и его сторонников в крепости Базз. Афшин предпринял попытку склонить Бабека к капитуляции. С этой целью он заставил взятого в плен сына Бабека написать отцу о том, что сопротивление бессмысленно, что следует сдаться на милость победителя, на что Бабек ответил: "Если бы ты был моим сыном, то последовал бы за мной. Но ты - не мой сын. Лучше прожить один день вождем, чем сорок лет - жалким рабом". После этого Афшин возобновил осаду Базза и ценой больших потерь захватил крепость. Бабек сумел уйти в Аран, однако там был выдан арабам, после чего его доставили в резиденцию халифа и 4 января 838 года казнили. В VII-X века в Азербайджане дальнейшее развитие получила культура. Среди письменных памятников следует отметить "Историю албан" Моисея Каланкатуйского (VII век). В нее вошла единственная дошедшая до нас поэма кавказских албанцев - элегия поэта Давдака "На смерть великого князя Джеваншира". На рубеже VII-VIII веков местная письменность была заменена арабской но, по-видимому, и после этого появлялись сочинения на албанском языке. Языком науки стал арабский, распространился арабский алфавит, который был в употреблении в Азербайджане вплоть до 20-х годов XX столетия. В стране появились мектебы (школы), в которых обучение велось на арабском языке. Большое развитие получили математика, медицина, астрономия, философия, география и другие науки. Архитектура и строительное искусство представлены в Азербайджане того периода оборонительными стенами городов, цитаделями, караван-сараями, мостами, различными общественными (культовыми и светскими) сооружениями. Они сохранились во многих городах, в частности, в Барде, Гяндже, Ардебиле, Кабале. Еще в VII веке был возведен первый Худаферинский мост через реку Аракс. В Азербайджане в это время также сложился новый тип мечети, обладавший локальными особенностями во внутреннем убранстве и внешнем архитектурном облике. Благодаря дальнейшему экономическому и политическому развитию страны, а также в результате борьбы местного населения против халифата в IX веке на территории Азербайджана возникло несколько новых государств. Сильнейшим из них было Ширванское, во главе которого стояли Ширваншахи. В его состав входили собственно Ширван и территории от Каспийского моря до реки Алазань и от слияния Аракса с Курой до Дербенда. Столицей государства была Шемаха. Воспользовавшись внутренними раздорами в халифате, Ширваншахи в середине IX века провозгласили себя независимыми. Их государство, просуществовавшее до XVI века, сыграло большую роль в истории средневекового Азербайджана. В последней четверти IX века, южнее Аракса, было основано государство Саджидов со столицей Ардебиль, которое вскоре отделилось от халифата. На базе государства Саджидов в 40-х годах X века возникло государство Саларидов. В 70-е годы Х века на севере Азербайджана возникло еще одно государство - Шаддадидов со столицей в Гяндже, а на южных его территориях в конце Х века - государство Раввадидов со столицей в Тебризе. Государство Раввадидов сыграло важную роль в средневековой истории Азербайджана. Его правители вели активную внешнюю политику и временами их власть распространялась на весь Азербайджан. Все эти государства, существовавшие на территории Азербайджана, обладали основными атрибутами суверенной власти: имели свой административный аппарат, войско, чеканили монету и проводили самостоятельную политику. В первой половине XI века Азербайджан неоднократно подвергался нашествиям различных племен - аланов, русов, сариров, а также войск Византийской империи. За ними последовали набеги огузов и сельджуков из Средней Азии, где к тому времени сложилось государство Великих Сельджуков (1038-1157), объединившее огузские и другие тюркские племена. Все эти факторы, вместе с внутренней социально-политической нестабильностью, привели к военно-политическому ослаблению страны. Поэтому, когда началось сельджукское нашествие, в Азербайджане не нашлось сил, способных противостоять его натиску, хотя ряд городов - Табриз, Хой, Шемаха и Салмас - оказали им стойкое сопротивление. В течение 40-70-х годов XI века Азербайджан подвергся многочисленным опустошительным походам сельджукских войск, что нанесло огромный ущерб экономике и населению страны. В первую очередь пострадало сельское хозяйство и крестьяне, начались голод и эпидемии. В результате, на рубеже 70-80-х годов Азербайджан, как и остальные страны Закавказья, был вынужден признать вассальную зависимость от государства Сельджуков, что сыграло заметную роль в его последующей истории. С этого времени судьба страны тесно переплетается с судьбой государства Сельджуков, а через него с Передней Азией и другими регионами Востока. Азербайджан оказался втянут не только в орбиту политики Сельджуков, но и был включен как составная часть в общую государственную систему. Важную роль в истории Азербайджана XII века сыграло государство атабеков Азербайджана Эльдегизидов (1136-1225). Основными их резиденциями были Тебриз, Нахчеван, Хамадан и Марага. Они имели свою администрацию, войско, чеканили монету, вели активную военную политику. Вассалами Эльдегизидов были мелики Ахара Пиштегиниды. В сфере влияния Эльдегизидов находились Иракский и Керманский султанаты Сельджукидов, Ширванское государство, владения Салгуридов Фарса, эмираты Артукидов, Зангидов, Секменидов и область Табаристан. Основными классами в Азербайджане XI-XII века по-прежнему были крестьяне и феодалы. Среди крестьян имелись мелкие землевладельцы - дикхане и рустаи, но подавляющее большинство составляли безземельные крестьяне - барзигары и райаты. Феодалы непосредственно или в лице государства владели землей, водой, ирригационными сооружениями, основными орудиями труда. XI-XII века стали периодом развития форм собственности и феодальной иерархии в Азербайджане. Наряду с ранее существовавшими видами земельной собственности (амлак-и, хасс, дивани, вакф, мюльк, джамаат, икта) появилась новая категория землевладения - земли уджей тюрских воинов, несших пограничную службу, сложившаяся за счет государственных земель и конфискаций у местного крестьянства. Больше стало эйлагов и кишлагов (летовок и зимовок) в связи с появлением в Азербайджане многочисленных тюркских кочевников. Основу экономики Азербайджана в XI-XII века составляли сельское хозяйство, ремесленное производство и горно-пастбищное сезонное скотоводство. Страна по-прежнему славилась своим культурным земледелием, шелководством, хлопководством, виноградарством, пчеловодством, льноводством, виноделием, рисоводством, садоводством, разнообразными ремесленными изделиями. Города Азербайджана переживали период своего расцвета. Возросло их значение в экономической, политической и культурной жизни страны. В XI-XII века большой известностью на Востоке продолжали пользоваться Байлакан, Баку, Нахичеван, Гянджа, Тебриз, Марага, Ардебиль. Баку становится одним из важнейших центров государства Ширваншахов, возрастает его роль в жизни Азербайджана как основного порта на Каспийском море. Города Азербайджана поставляли на внутренний и внешний рынок нефть, кирмиз (марена), хлопок, ковры, шелк и изделия из него, керамическую и деревянную посуду, оружие, ткани, металлические изделия, минеральное сырье, стекло, украшения, соль, фрукты. Двусторонняя торговля связывала Азербайджан с Русью, Малой и Средней Азией, Сирией, Египтом, Ираном, странами Закавказья и Дальнего Востока. Таким образом, Азербайджан занимал важное место в экономической системе Востока. Однако положение народа в Азербайджане оставалось тяжелым, нередко случались неурожаи и голод, эпидемии; страну раздирали междоусобия. В XI-XII века произошел ряд выступлений населения против местных и иноземных феодалов - в 1030 году в Байлакане, в 1064 году в Хойе, в 1132-1134 годах в Ардебиле и другие. XI-XII века являются периодом расцвета культуры Азербайджана. Именно в эти столетия Азербайджан подарил миру блестящую плеяду мыслителей, зодчих, поэтов и ученых. Среди них философ Бахманьяр, ученик знаменитого Абу Али ибн Сины (Авиценны); философ и грамматист Хатиб Тебризи, преподававший в Багдаде, в знаменитом средневековом университете "Низамийе"; историк Масуд ибн Намдар; непревзойденный мастер касид Гатран Тебризи; выдающаяся поэтесса Мехсети Гянджеви, чьи рубаи (четверостишия) отличаются вольнодумством; Хагани Ширвани, оказавший большое влияние на развитие персоязычной поэзии Востока; создатели дошедших до наших дней архитектурных памятников Мухаммад ибн Абу-Бекр, Аджмеи Абу-Бекр, Амир Аддин Масуд, Абу Мансур ибн Муса. В азербайджанских городах действовали мектебы (школы) и медресе (средневековые университеты). Вершиной общественной и культурной мысли Азербайджана было творчество Низами Гянджеви (1141-1209), вошедшее в золотой фонд мировой литературы. "Хамсэ" (Пятерица) Низами оказала большое влияние на все развитие восточной поэзии. Ему подражали такие выдающиеся поэты, как Амир Хосров Дехлеви, Абдурахман Джами, Алишер Навои, Мухаммед Физули. Низами предстает в своих творениях не просто поэтом, но и обличителем деспотизма правителей, угнетения и невежества. Он воспевает человека, его труд, мир и дружбу. Выдающимся памятником азербайджанской народной литературы является героический эпос "Китаби Деде Коркуд", который относится к X-XI веку.
Смотрите также
Демографическая ситуация в современной России
Одной из важнейших
общественно-политических проблем в России сегодня является проблема
депопуляции. С девяносто второго года население России постепенно убывает, с
каждым годом всё быстрее.
Этой ...
Каньон Антилопы (Аризона - США)
Самый посещаемый и самый фотографируемый каньон на юго-западе Северной Америки, Каньон Антилопы находится вблизи Пейдж, Аризона. Он состоит из двух отдельных, фотогеничных скалистых проломов - Верхн ...
Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России
Впервые за последние 10 лет в России наметился некоторый экономический
рост, а вместе с ним – надежды на экономическое возрождение России. Безусловно,
экономическое возрождение России – впол ...