Итак, промышленный переворот в Англии продолжался, однако в данных условиях обнаружилось, что старые средства транспорта стали сдерживать рост крупной промышленности. Вначале модернизация транспорта означала строительство каналов и благоустройство судоходных рек. Но начиная с 1825 года в Англии развернулось строительство железных дорог. В 40-50-е годы 19 столетия промышленный переворот охватил морской флот; началось строительство больших океанских пароходов. Так уже в середине 19 столетия протяженность английских железных дорог составила свыше 25 тысяч км, а удельный вес английского торгового флота в мировом тоннаже составил свыше 70%.
Так как промышленный переворот опирался на принципиально новую технику в Англии зародилось и начало развиваться машиностроение. Первые английские машины были построены еще мануфактурным способом. Но поскольку машиностроение имело массовый характер возникли предпосылки для изобретения машин, производящих машины. Индустриализация этой отрасли началась в самом начале 19 столетия, а произошла лишь в середине 19 века. Становление машиностроения означало завершение промышленного переворота в Англии.
Таким образом, начиная с 60-х годов 18 века в Англии наблюдается значительный прогресс производительных сил. Изобретения, сделанные в промышленности, явились толчком к развитию всей экономики. Они повлекли за собой важные изменения в организации производства, сказались на развитии сельского хозяйства, вызвали рост торговли и улучшение транспорта, наконец привели к росту и передвижению населения из деревни в город, из одних районов страны в другие. Как отмечал Ф.Энгельс: “В то время, как над Францией проносился ураган революций, очистивший страну, в Англии совершался менее шумный, но не менее грандиозный переворот. Пар и новые рабочие машины превратили мануфактуру в современную крупную промышленность тем самым революционизировали всю основу буржуазного общества”.
Действительно, перемены не ограничивались сферой материального производства, они повлекли за собой изменения в структуре самого общества. Появились новые классы - капиталисты, захватившие средства производства, и промышленные рабочие. Непримиримые противоречия между этими двумя основными классами стали основной силой развития общества. В результате перемен, произошедших в экономике и в социальном строе Англии, эта страна вступила в стадия развитого промышленного капитализма. Глубокие сдвиги в экономике оказали решительное влияние на социальную жизнь страны - на численность и положение отдельных классов, на их роль и значение в обществе.
Источником всех богатств Англии было не только внедрение машин, но и труд самих рабочих. Применение машин вызвало усиление эксплуатации рабочих. Происходило быстрое обогащение буржуазии и обнищание рабочих. Машины позволяли ускорять темпы работы, что влекло за собой интенсификацию труда. Так в 1828 году рабочий на двух механических ткацких станках мог изготовить в неделю 7 кусков ткани; спустя 10 лет, в 1838 году он обслуживал уже 4 станка и производил в неделю 18-20 кусков. За период с 1828 по 1848 годы производительность труда возросла в прядильном деле на 105%, а в ткацком на 272%. Одновременно с интенсификацией труда шло наступление капиталистов на рабочее время. Машина являлась орудием этого наступления. “В Англии в течение столетия,- писал К.Маркс,- удлинение рабочего дня идет рука об руку с возрастанием интенсивности фабричного труда”. Введение машин влекло за собой снижение заработной платы рабочих. По данным официальной комиссии, созданной в 1834 году для изучения положения ручных ткачей было установлено, что их заработок в 1832-1834 гг. по сравнению с 1795-1804 гг. сократился в 5 раз. Кроме того, так как для управления многими машинами не требовалось мускульной силы, фабриканты использовали труд женщин и детей. К.Маркс отмечал: “Женский и детский труд был первым словом капиталистического применения машин! Этот мощный заменитель труда рабочих превратился тем самым немедленно в средства увеличивать число наемных рабочих, подчиняя непосредственное господство капитала всех членов семьи без различия пола и возраста”. Экономическое и социальное угнетение рабочего класса сопровождалось политическим. Рабочие были лишены всякой законной возможности защищать свои права и интересы. Ухудшение положения пролетариата обостряло классовые противоречия. В ходе промышленного переворота английский пролетариат сформировался как класс, на опыте многолетней классовой борьбы научился понимать свое место в обществе и свои интересы. Рабочее движение в Англии приобрело организованность и сознательность. Характеризуя войну английских рабочих против фабрикантов, Ф.Энгельс в 1848 году писал, что она “развилась в самую сознательную классовую борьбу, какую только видел свет”. Одновременно с обогащение буржуазии и численным ростом пролетариата происходили изменения в составе численности промежуточных классов общества - мелких хозяйственников, собственников небольших мастерских, самостоятельных ремесленников, владеющих орудиями своего труда, мелких фермеров и крестьян-собственников. Подавляющее большинство их разорялось и вливалось в армию наемного труда. Следовательно в английской деревне, как и в промышленности, в ходе промышленного переворота собственности и большие капиталы побеждали и вытесняли мелкое фермерство и бедное крестьянство. Таким образом, как в городе так и в деревне происходил единый процесс -рост и укрупнение масштабов производства за счет вытеснения и гибели массы мелких хозяйств и предприятий.
Смотрите также
Российский Север в современной геополитике
...
Психологический климат туристической группы
Спортивные путешествия! Сколько впечатлений, удовольствия и пользы приносят они
тем, кто ступил на тропу, сел в байдарку, встал на лыжи! Hо не каждый поход
доставляет радость. Hе всегда ...
Под Гонконгом обнаружили древний супервулкан
Геологи из Гонконга говорят, что получили новые свидетельства того, что территория современного Гонконга расположена на огромном древнем супервулкане. Как рассказали в Департаменте строительства и р ...