(ок. 1540—1596)
Френсис Дрейк - сын английского моряка из Кроундаль графства Девоншир. Получил хорошее образование и посвятил себя торговле. Во время рейса с товарами в Гвинею на него напали испанские корабли. Дрейк потерял все товары и попал в плен. После возвращения в Англию, поклялся отомстить испанцам.
В 1567 году Френсис Дрейк предложил королеве Елизавете организовать экспедицию, чтобы отбить у Испании Мексику и, таким образом, положить начало колониальной империи. Королева согласилась, и вскоре эскадра из шести кораблей под командованием Дрейка вышла из Плимута в Америку. К сожалению, у мексиканских берегов вблизи Веракрус эскадра встретила преобладающие силы испанцев, и битва с ними закончилась поражением Дрейка.
Френсис Дрейк вернулся на родину, и стал обдумывать дальнейшие планы борьбы.
После пробных рейсов в 1570 и 1571 годах, Дрейк снова организовал поход против испанских владений в Америке. Он нападал на торговые порты, захватывал неприятельские военные корабли и суда с товарами, сжег огромный магазин с товарами в Веракрус, уничтожал испанские поселения. Все это он делал на собственную ответственность: между Англией и Испанией не было состояния войны.
9 августа 1573 года Дрейк вернулся в Плимут. Большую часть богатых трофеев он израсходовал на вооружение и оснащение трех фрегатов, которыми командовал, находясь на службе у лорда Эссекс.
18 декабря 1577 года Дрейк отправился в новый поход. Под его командованием находились 5 превосходно оснащенных кораблей, экипажи которых состояли из опытных матросов. Целью экспедиции было исследование и завоевание Англией Южной Америки. Дрейк пересек Атлантический океан, обошел с юга Огненную Землю и открыл по дороге мыс Горн. Отсюда он направился на север вдоль побережья Чили и Перу, захватывая по пути испанские корабли или реквизируя находившиеся на них товары. Морские пути вдоль побережья Чили и Перу не были хорошо известны мореходам, и Дрейк надеялся, что ему удастся найти какой-то новый пролив, ведущий в Атлантический океан. Так он дошел до северной Калифорнии, которую объявил владением королевы, придав полуострову название Новый Альбион. Конечно, ему не удалось найти прохода в Атлантический океан, поэтому он направился на запад, на широкие воды Тихого океана. Постоянно преследуемый испанскими кораблями, Дрейк 4 ноября 1579 года дошел до острова Тернате из Молуккского архипелага, откуда направился к острову Ява. Это были уже португальские колонии, поэтому Опасность нападения была несколько меньше. Во главе своей эскадры Дрейк направился вокруг мыса Доброй Надежды и наконец 26 сентября 1580 года дошел до берегов Англии.
Во время отсутствия Дрейка испанский посол в Лондоне слал одну за другой ноты с жалобой на его „пиратские нападения". Не обращая внимания на жалобы испанцев, королева Елизавета 4 апреля 1581 года сама отправилась в Детпфорд на берегу Темзы (ныне один из городских районов Лондона), чтобы наградить дворянским званием знаменитого морехода, ставшего на якоре в Детпфорде. В 1582 году Дрейк стал мэром города Плимута. В 1584 году он был избран депутатом парламента. В 1585 году вспыхнула война с Испанией. Дрейк, назначенный командиром эскадры из 20 кораблей, напал на город Сантьяго на островах Зеленого Мыса, захватил его и разграбил. Оттуда поплыл в Карибское море. Захватил Санто Доминго, Картаго (в нынешней Колумбии), уничтожил испанские форты на Флориде и вернулся 28 июля 1586 года с богатыми трофеями в Плимут. На следующий год он напал на неприятеля непосредственно в Испании. Во главе эскадры из 30 кораблей он дошел до Кадикса и сжег в порту 22 корабля, стоявшие там на якорях.
Находясь у вершин колониальной и милитарной мощи, Испания решила покончить с небольшим островком, который смел противостоять ее силе. Король Филипп II, ограниченный садист, выслал в 1588 году мощный флот, названный „Непобедимой Армадой'' с заданием наказать Англию. Против этой силы выступил немногочисленный флот под командованием адмирала Говарда Эссингейма и его заместителя, вице-адмирала Фрэнсиса Дрейка. В битве около Плимута англичане полностью разгромили Непобедимую Армаду, потопив половину кораблей - остальные были разогнаны бурей.
Английская победа имела огромное политическое значение: с этого момента испанская империя стала постепенно приходить в упадок, а Англия превращаться в мировую державу. В 1589 году Дрейк во главе английского флота поплыл к Пиренейскому полуострову с намерением освободить Португалию от испанской оккупации и вернуть трон королю Жуану, который нашел убежище в Англии. Из-за отсутствия согласованных действий между Дрейком и командующим сухопутными войсками предприятие окончилось неудачей.
Не имела успеха также предпринятая в 1595 году попытка захватить Пуэрто Рико. Вместо этого Дрейк сжег порты Лаш и Номбре-де-Дьос (в нынешней Мексике). Несколько дней спустя Дрейк направился в Панаму, но и эта экспедиция не принесла результатов.
И вот, как раз в это время, Дрейк заболел лихорадкой, которая и стала причиной его смерти (в Портобелло, вблизи северного окончания нынешнего Панамского канала), последовавшей 28 января 1596 года.
Дрейк — первый английский путешественник, совершивший кругосветное плавание. Он открыл мыс Горн и тем доказал, что Огненная Земля — это остров, а не полуостров „неизвестной южной земли"; этим самым Дрейк открыл мореплавателям путь более удобный, чем узкий и изобилующий скалами пролив Магеллана.
В процессе создания британской морской и колониальной империи Дрейк сыграл важную роль: своими победами он показал всему миру силу и возможности Англии. Дрейк был одним из пионеров каперского пиратства, которое расширилось в будущем.
Дрейк стремился распространить в Европе культуру некоторых американских растений, например таких как картофель; за это ему поставлен памятник в Оффенбурге (Баден).
Именем Дрейка назван пролив между Огненной Землей и Землей Грагама на Антарктиде и залив на северный запад от Сан Франсиско.
Смотрите также
Под Гонконгом обнаружили древний супервулкан
Геологи из Гонконга говорят, что получили новые свидетельства того, что территория современного Гонконга расположена на огромном древнем супервулкане. Как рассказали в Департаменте строительства и р ...
Этапы развития железнодорожного транспорта Росии
...
Марокко - сказочная страна
Марокко - страна,
живущая где-то посередине между сказкой и реальностью, пропитанная духом
загадочных легенд и древних традиций. Одно упоминание имен Танжера, Касабланки
или Марракеша заста ...